Поддержка инклюзивного образования слабовидящих детей в Нижегородском регионе — НРООРДИЗ «Перспектива»

Поддержка инклюзивного образования слабовидящих детей в Нижегородском регионе

Новый проект в держку детей с нарушением зрения, обучающихся в школе инклюзивно называется "Навстречу инклюзии". Проект стал победителем конкурсного отбора для предоставления из областного бюджета СО НКО Нижегородской области грантов в форме субсидий на реализацию общественно полезных (социальных) проектов (программ) в 2024 году. уже начата планомерная поддержка все участников инклюзивного образования таких школьников: самих ребят, их родителей и педагогов, а также нормально видящих сверстников

С каждым годом все больше ребят с нарушением зрения начинают получать свое школьное образование в условиях обычной общеобразовательной школы, а не в условиях специализированного интерната для слепых. На 1 сентября 2024 по данным Министерства образования и науки года такой способ обучения выбрали более 300 детей. Конечно, выбор за них делают родители с учетом особенностей зрения ребенка и, что тоже важно, с учетом удаленности от Нижнего Новгорода. Школа-интернат одна на регион и наша обширная территория области иногда становится преградой на пути в специализированную школу, где ребенок сможет учиться и беречь зрение. И транспортное сообщение с дальними районами остается не всегда удобным и доступным. Например, большое количество детей-инвалидов по зрению из Кулебакского района вынуждены обучаться в обычной сельской школе, потому что далеко добираться и не все семьи могут оплачивать проезд для себя и ребенка еженедельно.

И есть еще масса причин, почему выбор семьи происходит в пользу обычной школы, в том числе и мифы, связанные с интернатной системой образования часто мешают родителям отправлять детей в такую школу.

Так или иначе, задача специалистов Проекта сделать так, чтобы дети в обычной школе чувствовали себя уверенно, были успешны и не отставали от своих сверстников в обучении и воспитании.

Для этого разработана модель сопровождения инклюзивного школьника, где прописаны действенные меры поддержки для всех участников инклюзивного образования: для самих ребят, их педагогов, родителей и одноклассников.

Первое мероприятие уже состоялось в Дзержинской школе № 3. Туда съехались педагоги из Володарского и Городецкого районов. Первая информационно-методическая встреча с педагогами показала, что поддержка важна и нужна детям, чьи зрительные возможности затрудняют учебу в школе. А использование увеличивающих и других помогающих устройств почти не внедряется на должном уровне по разным причинам. И сразу практические навыки наращивали во время встречи, педагоги попробовали самостоятельно настроить компьютер для слабовидящего ребенка, потестировали увеличивающие устройства, узнали о том, как семье получить такие устройства по государственной программе.

Встреча с родителями позволила специалистам из первых уст узнать о том, какие трудности испытывает ребенок в коле и дома, как сейчас обстоит дело с поддержкой на уровне школы.

«Мы рассказали учителям не только о мерах поддержки в проекте, но и представили работающую модель сопровождения инклюзивного школьника с нарушением зрения. Эта модель отработана в предыдущие годы и уже есть хорошие результаты ее применения на практике, — рассказывает председатель правления НРООРДИЗ «Перспектива» Ирина Сумарокова.

Одна из задач проекта — научить ребят самостоятельно пользоваться настройками компьютера и специальными увеличивающими приборами для облегчения учебного процесса в школе и при выполнении домашних заданий. В совокупности с адаптированным для слабовидящих учеников школьного материала эта мера поможет ребятам успевать в учебе и не отставать от своих нормально видящих одноклассников.

Вернуться назад