межрегиональный семинар по инклюзивному образованию слабовидящих школьников

Двухдневный семинар, собравший около 30 специалистов, заминающихся проблемами инклюзивного образования слабовидящих школьников, прошел 18-19 октября 2019 года в гостинице «Николь» в Нижнем Новгороде.  Мероприятие проходило в рамках социального проекта «Еще раз об инклюзии» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

В рамках проекта семинар — это завершающее мероприятие, поэтому организаторам было чем поделиться с участниками и очень хотелось узнать их опыт в инклюзивном обучении детей.  В мероприятии принимали участие специалисты из Москвы, Ярославля, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Саратовской области, из республик Башкортостан, Марий-Эл, Чувашия и Крым. Достойно был представлен Нижний Новгород и область. Многие участники встречи сами имеют инвалидность по зрению, поэтому решение проблем инклюзии — дело их жизни.

Участники семинара на протяжении 2-х дней пытались ответить на вопрос: могут ли дети с инвалидностью по зрению обучаться в обычной общеобразовательной школе или для них лучше специальное коррекционное образование?

В первый день состоялось пленарное заседание, где были представлены доклады, отражающие основную проблематику инклюзивного образования в России и мире. Затем организаторы проекта делились опытом, накопленным за год работы проекта «Еще раз об инклюзии». Была представлена модель комплексной поддержки слабовидящих школьников, обучающихся инклюзивно. Основными аспектами Модели стали: облегчение доступности учебного материала, психологическая помощь семье, формирование толерантного отношения к детям с инвалидностью здоровых сверстников (через Уроки доброты) и методическая поддержка учителей. Выпущен информационный буклет, подробно представляющий эту технологию.

Успешные практики обсуждали за Круглым столом. Вообще опыт семинара показал, что успешных практик по стране не мало, главное, нужно говорить об этом и делиться опытом с коллегами. Нижегородская область оказалась на высоком уровне в обучении слабовидящих и даже незрячих детей в общеобразовательном классе в Дзержинске, Кулебаках и Болдино. Уникальный опыт инклюзивного образования слепоглухого ребенка представила участница из Ленинградской области.

Одной из форм на семинаре стала технология работы коворкинговых площадок, где были представлены конкретные современные технологии, помогающие инклюзии проходить более успешно. Севастополь представил опыт проекта «Трогательный сад», который помогает ребятам почувствовать гармонию с природой и освоить нужные навыки по уходу за растениями.

Нижегородская команда представила технологию «Школа лидеров», объединяющую активные семьи в малых городах по выработке клубов взаимопомощи, и технологию Уроки доброты по созданию благоприятной обстановки в классах, где обучаются дети с инвалидностью.

 

День второй был представлен дискуссионными площадками, в которых принимали участие непосредственно инклюзивные школьники и студенты. Они делились своим опытом и говорили о сложностях, которые им приходится испытывать. Участники выпускники коррекционных школ поделились рассказали о плюсах и минусах такого вида обучения.

По окончании семинара были сделаны следующие выводы:

1. Инклюзии в России быть

2. Инклюзивное обучение в школе возможно при условии готовности самого ребенка к этой модели получения образования и полной готовности педагогов школы быть новаторами и применять доступные технологии по облегчению доступности учебного материала

3. У семьи должен быть выбор где получать образование — в коррекционной или в обычной школе

4. Уже очень многое сделано в пользу инклюзии, но еще очень много стоит предпринимать для улучшения ситуации.

На протяжении работы семинара участники знакомились и общались друг с другом, обменивались опытом, делились личными историями успеха и преодоления проблем. Работу семинара помогали осуществлять волонтеры Мининского университета, которые помогали участникам во время режимных моментов, встречали и провожали в путь.

Мероприятие закончилось и все участники отправились на инклюзивную экскурсию по Нижнему Новгороду с потрясающим экскурсоводом Татьяной Валентиновной, которая смогла представить наш город как уникальный и прекрасный. Даже удалось многое посмотреть руками: старинный кирпич храма Рождества Пресвятой Богородицы, фигуры на Рождественской улице, стела в кремле в память о погибших воинах и многое другое. Мы послушали шум подзеиной речки, спрятанной в трубу, и пение певчих в храме, ощутили аромат свечей, подышали свежим воздухом на набережной, в общем, максимально задействовали во время экскурсии все органы чувств. И снова нам помогали волонтеры.

Мы благодарны руководству и сотрудникам гостиницы «Николь» за доброе и внимательное отношение к нашим участникам с нарушением зрения.